(автор системы тестов американский психолог Уильям Кэмпбелл; система позволяет точно выявить задатки собаки по поведению щенка - Campbell W. Be have our problems in dog. 1975г.)

ТЕСТ 1. Контактность

Войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на середину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. Затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:

подходит тут же, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами (А);
подходит без задержки, хвост поднят, лает (В);
подходит без задержки, хвост опущен (С);
подходит медленно, хвост опущен (Д);
не подходит (Е).

ТЕСТ 2. Следование за человеком

Человек удаляется от щенка нормальным шагом. По манере сопровождения или несопровождения определяется степень независимости характера щенка:

идет с готовностью рядом, хватает тестирующего за ноги, хвост высоко поднят (А);
идет с готовностью, хвост высоко поднят (В);
идет за человеком с готовностью, хвост держит низко (С);
идет медленно, хвост держит низко (Д);
за человеком не идет, уходит от него (Е).

ТЕСТ 3. Послушание

Щенка осторожно кладут на бок, подхватывают его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. Щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться. Буквенного ключа этот тест не имеет.

ТЕСТ 4. Социальное доминирование

Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения:

борется, сопротивляется, кусается (А);
борется, сопротивляется (В);
двигается, лижет руки (С);
вертится, чтобы лизнуть руки (Д);
замирает и ждет (Е).

ТЕСТ 5. Чувство собственного достоинства

Щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтоб он мог вас видеть, и удерживают в этом положении в течении 30 секунд:

сопротивляется энергично, рычит, кусается (А);
сопротивляется энергично (В);
сопротивляется, затем перестает, лижет руки (С);
не сопротивляется совсем, лижет руки (Д).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Одновременно можно тестировать всех имеющихся щенков подходящего возраста. В этом cлучае в горизонтальной линии располагают клички щенков, а под каждой кличкой в столбик ставят буквы, обозначающие результаты каждого теста. В итоге под каждой кличкой образуется вертикальная колонка из четырех букв. Сочетание букв будет разным, и на основании ключа к тестам вы получите следующие характеристики и рекомендации:

а) Два А, а также В:

агрессивен, может укусить, если до него дотронуться;
не рекомендуется детям, подросткам и пожилым людям;
жестких методов дрессировки не применять.
Будет иметь тенденцию защищать хозяина от опасности.

б) Три и более В:

собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества;
для детей не рекомендуется;
хорошие задатки для охотничьих и служебных собак.

в) Три и более С:

идеальный компаньон;
рекомендуется для детей и пожилых людей.

г) Два и более Д с одним или более Е:

очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребует много усилий при воспитании;
в общении с детьми не создает никаких проблем;
укусить может только в виде защиты при жестоком обращении.

д) Два и более Е (особенно Е в тесте 4):

с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике. Если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом. Если несколько раз отмечена реакция Д, щенок может обнаружить склонность к бегству;
не рекомендуется для детей и подростков.

е) Когда реакции А и В плохо разграничиваются, повторить тест в другом помещении.